Хоть конституции в России верить не приходится, кое что там действительно правдиво. А именно то, что Россия крайне многонациональна. Большое количество проживающих народов обостряет и национальные конфликты, которые случаются на Кавказе. Надо отменить, что далеко не всегда именно народ участвует в земельных и этнических противостояниях. Скорее это бывает пост-фактум, когда выражается несогласие с каким-то решением властей.
Вопрос об определении административной границы между Чечней и Ингушетией возник в начале 1990-х годов. Впервые границу попытались провести в 1993 году. Тогда Джохар Дудаев (первый президент независимой Ичкерии) и первый президент Ингушетии Руслан Аушев договорились, что большая часть Сунженского района, кроме посёлка Серноводск и станицы Ассиновской, оставались в составе Ингушетии.
Споры возобновились в середине 2000-х годов: в обеих республиках даже создали комиссии по размежеванию. Кадыров настаивал на том, что в регионе проживают больше чеченцев, чем ингушей, а Евкуров (глава Ингушетии)— наоборот, настаивал на землях и приказывал не пускать туда силовиков из соседней республики.
По новому соглашению Чечня получила часть Надтеречного района Ингушетии, Ингушетия взамен получила территорию на границе с Малгобекским районом. В центре конфликта оказались территории Сунженского района Ингушетии и округа Сунжа. В 2013 году уже происходил конфликт между жителями этих районов из-за притязаний на чужие территории.
Всё началось с того, что в конце августа на границе Чечни и Ингушетии появилась строительная техника. Кадыровцы объяснили это необходимостью строительства дороги. 6 сентября Кадыров объявил о формировании комиссии «по установлению административной границы между регионами». Сами жители Чечни утверждают, что не участвуют в этом конфликте.
Уже позже произошла официальная встреча главы Чечни и Ингушетии. Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров, подписали соглашение о закреплении границы.
Позже начались протесты. Опишу хронологию::
Ингуши протестуют против обмена землями с Чечней. Сотни мужчин требовали от депутатов не утверждать новую границу. Когда к собравшимся вывели делегацию депутатов под охраной, началась потасовка и стрельба в воздух. В итоге «народных избранников» увели под многочисленные выстрелы и вопли толпы.
Начались задержания, количество задержанных не сообщается. Дорога в Магас (столица Ингушетии) перекрыта военными.
Председатель ингушского отделения «Яблока» (праволиберальная партия) Руслан Муцольгов рассказал «Дождю», что в республике отключили интернет, а въезд в Магас перекрыт бетонными блоками. Местные жители говорят, что интернет работает плохо, а в Магасе и Назрани его вообще нет.
На второй день акции протеста стали еще более масштабными. И если раньше митингующие выражали недовольство соглашением о границе , то к пятнице перешли к требованиям об отставке главы республики Евкурова.
«Ингушетия не такая большая, чтобы так ее разбазаривать. Я хоть сама и кабардинка, но считаю, что правильно люди стоят», — рассказывала официантка в ресторане в центре Магаса в двухстах метрах от места проведения митинга.
В ночь с четверга на пятницу многие городские заведения решили не закрываться: «Мы с сегодня до последнего будем работать, чтобы люди не остались голодными, к нам за чаем постоянно приходят согреваться».
Еще короче позицию протестующих сформулировала пожилая женщина, второй день подряд приходящая на митинг: «Евкуров думал, что подписывает соглашение о границах, а подписал себе смертный приговор».
Далее конфликт растянулся уже более чем на неделю, и пока не ясно, когда закончится. Бывают как противоречивые сообщение, так и вполне реалистичные прогнозы. Вот цитаты:
«Пользователи пишут, что протест вооруженных и агрессивных мужчин на Кавказе разительно отличается от офисного планктона протестов Москвы и Питера, что дает представления о границе страха Путина перед воинствующим Кавказом».
«Тем временем в Ингушетии тысячи людей уже 7-й день продолжают бессрочный протест против передачи земель Чечне.
Вы не поверите, но путинских карателей до сих пор не видно. Избивать стариков и детей на митингах они могут в Москве, Питере и других городах. Но только на территории РФ», —
«Напомним, сегодня Рамзан Кадыров заявил о том, что готов воевать с Ингушетией. А ее жителей он даже назвал «братьями», что вызвало некоторое недоумение не только у ингушей, но и у пользователей соцсетей. До этого же в Ингушетию Кремль отправлял свои танки и другую бронетехнику, чтобы подавить протесты».
Митинги получили согласования уже после того, как люди стали собираться (ротесты проходят с 4 октября).
16 октября, несмотря на все усилия протестующих, соглашение официально вступило в силу, однако с улиц пока никто не уходит.
По итогам двухнедельной акции протеста в Ингушетии заявленная цель – отмена соглашения о границе – не достигнута, и запланированный на 30 октября Всемирный конгресс ингушского народа – продолжение борьбы за отмену соглашения, заявил активист и блогер Бекхан Хашагульгов. «Конгресс должен сыграть роль, как и массовый митинг в Магасе. Стоит учесть, что в конгрессе будут участвовать компетентные историки, картографы, ученые. Важно, что там будут не только жители Ингушетии, но и ингуши из других стран, потому что вопрос касается не только ингушей республики, но и ингушей всего мира», — сказал он.
19 октября Кадыров приехал в ингушское селение Сурхахи и встретился со старейшиной Мухажиром Нальгиевым, который также выступал с критикой в адрес Кадырова. О поездке в Ингушетию Кадыров рассказал сам, отметив, что «известный и уважаемый старейшина» неуважительно о нем высказывался. По словам Кадырова, после уважительной беседы он и Нальгиев принесли друг другу извинения за возможные обиды, «обнялись и расстались». «Я хочу еще раз подчеркнуть, что глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров совершил исключительно важное и имеющее большое значение дело», — заявил Кадыров, говоря о Соглашении об установлении границ, не отметив при этом собственной роли в разработке документа.
21 октября в YouTube также был опубликован видеоролик, озаглавленный «Даут Яндиев извинился перед Чеченским народом». На нем ингушский активист, глядя в камеру, заявил о том, что на митинге в Магасе допустил «неправильные выказывания» в адрес чеченцев. Жители Чечни назвали ожидаемыми извинения ингушских активистов перед Кадыровым, поскольку публичные извинения перед Кадыровым давно стали «обыденностью».
Правительство Ингушетии согласовало продолжение митинга с 31 октября по 2 ноября.
Депутаты Народного собрания Ингушетии так и не смогли повторно проголосовать по соглашению. Некоторые отказались от мандатов.
В то же время как минимум некоторые представители власти перешли к репрессиям. Amnesty International разместила на своем сайте заявление о том, что еще 6 октября направленный в Магас для мониторинга митингов исследователь Amnesty International Олег Козловский «был похищен, избит и подвергся инсценировке казни со стороны неизвестных, назвавшихся сотрудниками органов безопасности».
По информации организации, Козловский приехал в Ингушетию 5 октября, а на следующий день неизвестный, представившийся представителем организаторов протеста, «заманил Козловского в свой автомобиль под предлогом организации встречи с митингующими». Далее Козловского отвезли за пределы города, там раздели, начали избивать и дважды инсценировали казнь.
«Они приставили пистолет к моей голове и сказали, что собираются меня убить. Мужчины назвались сотрудниками местного центра по борьбе с экстремизмом. Они потребовали от меня имена моих контактов в Ингушетии и пригрозили убить мою жену и детей, если я сообщу о том, что произошло», — рассказал Олег Козловский.
Что мы имеем в итоге:
Кавказ – дело тонкое. Очень много конфликтов насчёт земель, о которых рядовой обыватель не имеет понятия. Многое произошло ещё во время чеченских войн, на территории, где проживают одни народы, имеют свой глаз другие регионы.
Безусловно, особняком стоит чеченский пещерный диктатор Кадыров, который стал кем-то вроде Жириновского, разбрасываясь угрозами направо и налево. Правозащитников лютейшим образом прессуют, устраивают засады, травлю. Касается это всех, от приезжих, до местных. Оппозиция фактически отсутствует, и в силу особенностей местного разлива, не будет скорее всего иметь какой-то силы. Присутствует немало национализма и традиционализма. Всё играет далеко не в пользу какой-то либертарной мысли.
Однако, чего не отнять, так это фактическую автономию регионов. Кадыров делает то, что душе разблагорассудится, имеет поддержку Путина и сам обеспечивая властям стопроцентные явки и результаты на предвыборных участках. При этом, конечно же имеет отличные дотации.
Отметим, дружбу и сплочённость людей в этом конфликте. Это вам не протесты Навального. Тут народ дружно вышел, друг-другу помогает, вместе устраивает народные собраний и высказывает мнение. Никакой росгвардии никто не боится, или озверевший ОМОН. Надо сказать, что и ОМОН, бить своих же собственных земляков не слишком то желает. Народ живёт очень дружно, все друг-друга знают. В том числе и потому что ингуши — очень малочисленная нация. Их всео 300 000. И если будет избиение и задержания, то потом с тебя могут спросить твои же родные, односельчане и соседи. В большинстве регионов РФ, эти нелюди, за барыши, готовы избивать и задерживать хоть стариков, хоть детей. Лишь бы был приказ. Этому стоит поучиться у населения.
Если протест продолжится и будет по-прежнему единым, массовым, без идиотский партий вроде КПРФ, ЛДПР, то результат будет. Никакого согласования не нужно людям для выражения своего мнения, отстаивания своих прав. Это не эталон, но поучиться солидарности у многих народов Кавказа, жителям остальной части СНГ, уж точно не помешало. Что не нужно разбегаться, когда наступил вечер, что нужно вытаскивать своих из лап ментов, не нужна имитация видимости действий ради красивого селфи возле щитов карателей. Только тогда всё и будет.